Лекция «Идейные и организационные корни большевизма»


Центральная районная библиотека «Книга плюс»


24 октября 2017 в Центральной районной библиотеке (пр. Ветеранов, д. 155) состоялась лекция историка А.Н. Слядзя, посвященная идейным и организационным корням большевизма.

 

«Бессмысленное, уродливое слово, <…> не выражающее абсолютно ничего, кроме того, чисто случайного, обстоятельства, что на Брюссельско-Лондонском съезде 1903 года мы имели большинство». Так В.И. Ленин охарактеризовал происхождение названия нового течения идейно-политической и социально-экономической мысли – большевизма. Впрочем, большевики оказались в большинстве не только на упомянутом II съезде РСДРП, но и, в конечном счете, повели за собой заведомое большинство народа – городской и сельский пролетариат, – и это уже едва ли было случайностью.

 

На заре ХХ века раскол российских социал-демократов – приверженцев воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса – ознаменовался идейно-политическим размежеванием между сторонниками «буквы» марксизма и теми, кто стремился приноровить его к «живой жизни». К числу последних относился Ленин. Учитывая реалии империалистической эпохи в целом и ее специфические черты в России в частности, он увязал марксистское учение о ключевой роле пролетариата в грядущих революциях со старой народнической идеей о торжестве социальной революции посредством политического переворота, осуществленного активным и спаянным меньшинством. Развернув знамя марксизма, Ленин обосновал значение партии как авангарда наиболее революционной и динамично развивающейся социальной группы – пролетариата, – того общественного класса, который, по классическому определению Энгельса, «добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала». Однако, несмотря на громадный революционный потенциал, пролетариат был не в состоянии самостоятельно воспитать себя, т.е. выработать классовое сознание, поэтому задачу его повышения Ленин отвел передовому отряду дисциплинированных, политически просвещенных и идейно-выдержанных борцов-подпольщиков. Удерживая революционную инициативу, они теоретически и практически сплотили пролетарскую массу: именно закрепление идейного единства (учение Маркса и Энгельса) единством организации (политическая партия) явились непременными условиями возникновения революционного рабочего движения.